u РАЗБИРАЯ «РОССЫПИ»...
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

охранки». И подкрепил свои слова вескими доказательст­вами. Царский министр Тренов на конвертах перехвачен­ных писем часто писал такие резолюции: «Автора письма арестовать и заключить в тюрьму». Если же имя «кра­мольника» не было известно, текст резолюции менялся: «Адресата арестовать и держать в тюрьме, пока не назо­вет имя автора». Депутат Муранов огласил с трибуны Го­сударственной думы даже и такой факт: после убийства министра внутренних дел Плеве директор департамента полиции Лопухин нашел в бумагах убитого копии своих собственных писем, перлюстрированных в «черном каби­нете».

В таких больших городах, как Москва, Петербург, Вар­шава, Киев, Одесса, перлюстрацией писем занимались почтовые чиновники, цензуровавшие иностранные газеты и журналы. Созданные при почтамтах, но помещавшиеся иногда и в частных квартирах, «черные кабинеты» были тщательно засекречены. В Петербурге, например, проник­нуть в помещение «черного кабинета» можно было только через дверцу большого желтого шкафа, стоявшего в ком­нате старшего цензора. Сюда доставлялась вся приходив­шая на почту корреспонденция. Из огромной груды писем еще до их сортировки опытные перлюстраторы ежедневно выуживали свой улов, руководствуясь двумя принципами отбора: «по наблюдению» и «по подозрению» '. Коррес­понденция «по наблюдению» изымалась механически. В «черных кабинетах» имелись специальные «черные списки». Против фамилий перечисленных в них лиц, среди которых, конечно, были и все члены семьи Ульяно­вых, в особой графе точно указывалось, как поступать с их корреспонденцией: «Особо строгое наблюдение», «фото­графировать», «представлять в подлиннике».

«По подозрению», то есть по внешнему виду конверта, изымались все письма, присланные из-за границы, а такя«е и внутренние, если они почему-либо внушали недоверие, например если в адресе было подчеркнуто какое-нибудь слово. Уж не условный ли это знак? Или когда на кон­верте указывалось, что письмо должно быть передано другому лицу. Если па возбудившем подозрение письме не было подписи и почерк его автора не был знаком пер­люстраторам, текст тут же фотографировался, чтобы сли­чить с другими письмами этого лица, адресованными, на­пример, его близким. В этом случае имя автора легче было установить. „