u СКВОЗЬ СТРОКИ КОНСПЕКТОВ
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Из письма Крупской в Астрахань к Лидии Михайловне Книповпч видно, что еще весной 1901 года «Дяденька» за­прашивал мнение редакции «Искры» относительно нового проекта расширить ее распространение. Речь шла о регу­лярном размножении типографским способом с помощью присылаемых редакцией картонных матриц, с которых дол­жны были отливаться стереотипы. Как раз это предла­гал Ленин в свое время Леону Гольдману. «Это было бы превосходно,—отвечала Надежда Константиновна «Дя­деньке» от имени Ленина,— мы и мечтаем о подобной постановке дела». А сам Владимир Ильич в своей припис­ке на черновике этого письма буквально забросал во­просами Лидию Михайловпу: каким образом думаете вы поставить «Искру» в России? В тайной типографии или в легальной? Не убьет ли она с чрезмерно большим риском тьму денег и людей? На печатание «Искры» тайком в ле­гальной типографии он тут же согласился.

1 «Пролетарская революция», 1928, № 1 (72), стр. 151.

Дело сладилось не сразу. Сначала в Баку в одноэтаж­ном домике на углу Воропцовской и Балаханской улиц от­крылась под видом картонной мастерской небольшая под­польная типография «Нина» — там печатали грузинскую марксистскую газету «Брдзола» и брошюры и листовки на грузинском языке. В этой типографии удалось выпустить только первомайские прокламации «Искры». Но картина изменилась, когда «отец Нины», молодой грузинский мар­ксист Ладо Кецховели, взялся за осуществление ленин­ского плана — размножения «Искры» по присылаемым из-за границы матрицам. Ему удалось даже раздобыть сте-

реотипный станок, приобрести который можно было, только имея личное разрешение губернатора на право от­крытия типографии. Кецховели изготовил это разрешение с таким мастерством, что нотариус без малейших колеба­ний засвидетельствовал его подлинность.